Описание
 
 
 
 
 
 

Ходы

В шахматной партии противник делают ходы поочередно. Начинают белые. Фигуры могут перемещаться по определенным правилам, которые описаны ниже. Поля, которые очередным ходом могут занять фигуры противника, и некоторые поля, которые могут занять пешки противника, называются битыми полями. Вам запрещены ходы, после которых Ваш король оказывается на битом поле. Ход, во время которого вы снимаете с доски фигуру или пешку противника называется «взятием». В отличие от некоторых игр в шахматах взятие не обязательно.

Пешка

Ход пешкой.
Взятие на проходе.
  • Пешка может ходить по вертикали на одну клетку вперед, если эта клетка свободна. Исключение составляет, ход пешки с исходной позиции. С исходной позиции пешка может совершить ход или на две клетки вперед, если обе клетки свободны, или на одну клетку, если она свободна.
  • С любой позиции пешка может совершить ход по диагонали на одну клетку вперед, если на этой клетке находится фигура противника. Фигура противника при этом снимается с доски. Принято называть поля, находящиеся от пешки по диагонали на одну клетку вперед – битыми полями. Если последним ходом противника был ход пешкой на две клетки вперед, и при этом пешка пересекла поле, битое вашей пешкой. То очередным Вашим ходом можно снять пешку противника с доски и передвинуть Вашу пешку, битое поле которой было пересечено, на это поле. Такой ход называется «взятием на проходе».
  • Когда пешка очередным ходом достигает последней от своей позиции горизонтали (самой дальней), она этим же ходом должна быть заменена на одну из фигур своего цвета – ферзя, ладью, слона или коня. При этом не имеет значение, сколько таких фигур уже имеется на доске.

Конь

Ход конем.
  • Шахматный конь может переместиться на ближайшую клетку, которая не соединена с клеткой коня ни вертикалью, ни горизонталью, ни диагональю. Если на этой такой клетке находится фигура противника, то она снимается с доски. Говорят, что конь ходит буквой «Г»: он может переместиться на две клетки по вертикали или горизонтали, а потом на одну клетку перпендикулярно начальному перемещению. Конь является единственной фигурой, которая может перепрыгивать через другие фигуры и пешки.
  • Конь не может занять клетку, на которой стоит фигура или пешка его цвета.

Слон

Ход слоном.
  • За один ход шахматный слон может переместиться на любое число клеток по диагонали, при условии, что все клетки, на пути к конечной свободны. А конечная или свободна, или на ней находится фигура или пешка противника. В последнем случае фигура или пешка снимаются с доски, а слон занимает освободившуюся клетку.
  • Шахматный слон не может перепрыгивать через фигуры и пешки. В начале партии у каждого игрока имеется по два слона. Один слон может ходить только по белым полям - белопольный слон, второй по черным полям - чернопольный слон.

Ладья

Ход ладьей.
  • За один ход шахматная ладья может переместиться на любое число клеток по горизонтали и вертикали, при условии, что все клетки, на пути к конечной свободны. А конечная или свободна, или на ней находится фигура или пешка противника. В последнем случае фигура или пешка снимаются с доски, а ладья занимает освободившуюся клетку.
  • Шахматная ладья не может перепрыгивать через фигуры и пешки. За исключением рокировки короля, которая описана ниже.

Ферзь

Ход ферзем.
  • За один ход шахматный ферзь может переместиться на любое число клеток по горизонтали, вертикали и диагонали, при условии, что все клетки, на пути к конечной свободны. А конечная или свободна, или на ней находится фигура или пешка противника. В последнем случае фигура или пешка снимаются с доски, а ферзь занимает освободившуюся клетку. Можно сказать, что ферзь объединяет в себе возможности ладьи и слона.
  • Шахматный ферзь не может перепрыгивать через фигуры и пешки.

Король

Ход королем.
Короткая рокировка.
Длинная рокировка.
  • Шахматный король за один ход может переместиться на любое соседнее поле, если оно не занято собственными фигурами и пешками, и это поле не бито. Или говоря по другому, король может переместиться на одну клетку по вертикали, горизонтали или диагонали, если на этой клетке нет собственных фигур и пешек и она не атакована фигурами или пешками противника. Если король перемещается на клетку, занятую фигурой или пешкой противника, последние снимаются с доски.
  • Король может совершить рокировку. Рокировка - одновременное перемещение короля и собственной ладьи. Король сдвигается на два поля в сторону ладьи, а ладья перемещается на клетку пройденную королем. Рокировка выполняется за один ход и допустима при следующих. условиях:
    • Король и перемещаемая ладья не сделали ни одного хода.
    • Между королем и перемещаемой ладьей нет фигур.
    • Король не находится на битом поле, не проходит битое поле и не попадает на битое поле.
    Рокировка на королевский фланг, белые в правую сторону, черные в левую, называется короткой рокировкой. Рокировка на ферзевый фланг, белые в левую сторону, черные в правую, называется длинной рокировкой.